Во сколько обошелся керченский мост России | Банк

Сколько Россия потратила на Крымский мост

1

 

 

Крымский мост – грандиозное сооружение, созданное за 2 года. Путепровод протяженностью 19 км. – самый длинный в России и в Европе. На «стройку века» потрачено 227,9 млд. р. Это много или мало? Во сколько обошелся крымский мост каждому жителю России? Рассмотрим особенности реализации проекта.

Мечта со столетней историей

Идея соединить Краснодарский край и Крым родилась более 100 лет назад, во времена царской России. Первое сооружение было построено советскими инженерами в 1944 г. В 1945 г. мост был разрушен ледоходом.

Руководство России и Украины договаривалось о возведении переправы через Керченский пролив в 2000 г., в 2010 г., и в 2013 г.

В 2014 г, в связи с переходом Крыма в состав России, экономическая и политическая ситуация потребовала решительных мер. Летом 2014 г. был утвержден план строительства. В 2016 г. проект путепровода был одобрен Главгосэкспертизой. Работы стартовали сразу же, в 2016 г.

Выбор проекта

Перед тем, как остановиться на окончательном варианте, специалисты рассмотрели 74 проекта транспортной переправы. В том числе подводный тоннель, тянущийся по дну Керченского пролива.

Выбор пал на переправу, начинающуюся на Таманском полуострове, пересекающую пролив, огибая мыс Ак-Буран, и достигающую берегов Крыма.

Если бы переход построили в районе паромной переправы, он был бы короче и дешевле. Вариант отвергли из-за тектонического разлома и наличия активных грязевых вулканов.

Смета и подрядчик

На подготовительном этапе проект оценивался в сумму, доходящую до 300 млд. р. Она складывалась из нескольких составляющих:

  • строительство – 150 млд. р.;
  • подготовка к строительным работам – 86 млд. р.;
  • сооружение подъездных дорог – 52 млд. р.

Сложность заключалась в установке свай, ведь строительство должно было вестись в сейсмически активном районе. Кроме того требовалось сооружение дорог, обустройство зоны безопасности.

Важно: За время строительства было установлено 5500 свай и 595 опор, длиной от 3 до 35 м. На гигантской стройке одновременно работало до 16000 человек.

В результате эксперты остановились на итоговой стоимости возведения объекта – 227, 92 млрд. р. Работы велись на средства федерального бюджета, без привлечения дополнительных инвестиций.

В смету входят:

  • проектные, изыскательные работы;
  • подготовка территории;
  • временные сооружения для проживания строителей;
  • объекты энергетического обеспечения;
  • установка свай;
  • монтаж основных конструкций железнодорожной и автодорожной части;
  • непредвиденные расходы.

Подрядчиком выбрали компанию миллиардера Аркадия Ротенберга ООО «Стройгазмонтаж». Подрядчик был определен вне конкурса ввиду отсутствия других претендентов.

Основной субподрядчик – «Мостотрест» с контрактом на 96,9 млд. р., доля которого так же принадлежит Ротенбергу.

Особенности строительства

Керченский мост России состоит из автомобильной трассы, насчитывающей 4 полосы, и железнодорожной ветки в обе стороны. Переправа длиной 19 км. тянется над водой на протяжении 7,5 км., над сушей – 11,5 км.

По подсчетам экспертов, ежегодное обслуживание переправы составит около 480 млн. р.

Внимание! Пропускная способность железнодорожной части сооружения – около 100 поездов в сутки в обоих направлениях. Автомобильная магистраль рассчитана на нагрузку в 40000 автомобилей в сутки.

Строительство велось на нескольких участках одновременно. Сначала, в 2016 г. специалисты и рабочие укрепили сваи. Сложность заключалась в том, что до твердого грунта необходимо было преодолеть 90 м. ила, находящегося на дне залива. В итоге свайные опоры забили на глубину 105 м.

Дополнительная информация: Грандиозное строительство не обошлось без происшествий. В 2016 г. в опоры моста врезалось судно из Турции. Одна опора затонула, ее разрезали и вывезли. Соседние опоры – сместились. Последствия были исправлены оперативно, на сроки завершения инцидент не повлиял.

В 2017 г. были завершены железнодорожные и автомобильные арки. Для прохода судов оставили центральную часть сооружения.

Торжественное открытие моста для движения легкового транспорта произошло 15 мая 2018 г., на 6 месяцев раньше запланированного срока.  Грузовой транспорт поехал по путепроводы с 1 октября 2018 г. Железнодорожную часть запустили в декабре 2019 г.

228 миллиардов – это много или мало?

Крымский мост России стал самым масштабным, технически сложным и дорогим путепроводом в стране.

Среди российских проектов он занял первое место по стоимости возведения. Затраты на мост в рублях – 227,9 млд. Стоимость моста в долларах – примерно 5 млд.

Для сравнения:

  1. Путепровод через Обь протяженностью 44 км. обошелся России в 43 млд. р.;
  2. Выезд из Уфы, включающий мост, тоннель и дорогу – 34 млд. р.;
  3. Мост через р. Чусовая в Пермском крае – 14 млд. р.

Если сравнивать с мировыми проектами, то Керченский путепровод – в тройке самых дорогих:

  1. На Циндаоский мост на востоке Китая длиной 42,5 км. потрачено 8,8 млд. долларов. На переправе автомобили движутся в три полосы.
  2. Бей-Бридж, соединяющий Сан-Франциско с Оклендом, обошелся американцам в 6,4 млд. долларов. Сооружение поделено на 10 полос для автомобилей, велосипедную и пешеходную зоны.
  3. Керченское сооружение стоимостью 5 млд. долларов.

Из тройки лидеров российский проект вытеснил путепровод Большой Бельт, возведенный в Дании. На его строительство потрачено 10 лет и 3,14 млд. долларов. Сооружение состоит из автомобильной и железнодорожной части в западной половине и подводным железнодорожным тоннелем, сопровождаемым подвесным мостом – в восточной части.

Во сколько обошелся крымский мост каждому жителю России?

Простой математический расчет позволяет определить, ударило ли грандиозное строительство по карману россиян.

Если сумму 227,9 млд. р. округлить до 228 млд. р. и поделить на 109 миллионов россиян старше 18 лет, получится около 2000 р. на человека.

Если 228 млд. разделить на 146793744 чел. (численность населения страны), получится по 1546 р. на человека.

Нужно учесть, что деньги, затраченные на строительство, были взяты из федерального бюджета, часть которого – поступления в виде налогов. К примеру, в 2018 г. налоговые поступления в казну составили 521,3 млд. р., что превышает сумму, необходимую на строительство, более, чем в два раза.

Итогом возведения Керченского моста стало обновление инфраструктуры побережья Крыма и полуострова Тамань, упрощение доставки товаров в Крым и обратно. А жители России теперь чаще отдыхают на живописном побережье. По официальным данным туристический поток увеличился на 40-50%, примерно до 10 млн. человек в год.

One Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *