До тех пор, пока ипотека не выплачена, квартира находится под залогом у банка. Но даже если произведен последний платеж, она всё еще не переходит в полную собственность бывшего заемщика. Для того, чтобы он смог воспользоваться своими правами на распоряжение недвижимостью, необходимо снять с квартиры обременение. Это возможно сделать несколькими способами.

Что собой представляет снятие обременения

Это снятие с заемщика ограничений, которые длятся в течение срока кредитного договора. После того, как был внесен последний взнос по ипотеке, заемщик может обратиться в банк для снятия ограничений. Обычно менеджеры сами звонят клиентам в течение одной недели с момента полного погашения займа.

Если заемщик планирует продать квартиру, то начать процесс снятия обременения нужно заранее, так как проходит немало времени — до нескольких месяцев.

Снятие обременения с квартиры самостоятельно

В большинстве случаев обременение придется снимать самостоятельно. Для начала потребуется полностью погасить ипотеку и получить в банке соответствующую справку. В большинстве случаев ее готовят в течение 1-2 месяцев, но по заявлению клиента могут сделать побыстрее.

Затем потребуется собрать следующие документы:

  • паспорта владельцев недвижимости;
  • ипотечный договор;
  • график платежей;
  • справку о погашении кредита;
  • закладную (при наличии);
  • договор купли-продажи;
  • передаточный акт;
  • прежние свидетельства на квартиру (на каждого собственника);
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Образец заявления:

Заявление оформляется письменно и подписывается банком и владельцем квартиры.

С каждого документа нужно будет снять копию и заверить ее собственной подписью.

Кроме того, необходимо будет получить в банке бланк заявления о снятии обременения. В нем должен расписаться уполномоченный представитель организации. При отсутствии подписи будет считаться, что банк не дал своего согласия.

Далее следует подойти либо в отделение Регистрационной палаты либо в Многофункциональный центр обслуживания населения и подать заявление (то самое, с подписью банковского сотрудника).

Регистратор примет заявление и документы, взамен выдаст расписку. Через 2-3 недели, если все в порядке, будет готово новое свидетельство о праве на квартиру, на этот раз без всяких отметок. Старое свидетельство также будет возвращено на руки, но на нем будет стоять отметка «погашено».

Чтобы ускорить процесс получения свидетельства, можно написать на имя начальника Регпалаты заявление с указанием существенной причины. Например, если заявитель улетает на долгий срок в другой населенный пункт. Тогда документы будут подготовлены в течение 1-2 дней.

Снятие обременения с помощью банка

В некоторых случаях банк может пойти навстречу клиенту и помочь ему снять обременение. В этом случае сотрудник банка сам готовит необходимые документы:

  • справку об отсутствии долгов по кредиту;
  • согласие банка;
  • кредитный договор и график платежей;
  • закладную и т.д.

От владельца требуется подготовить только паспорт и правооустанавливающие бумаги на недвижимость, а также оплатить госпошлину в размере 1000 рублей за каждого собственника.

Далее все владельцы квадратных метров и представитель банка подходят в Регистрационную палату или МФЦ и оформляют совместное заявление.

Новые документы будут готовы через 2-3 недели.

Когда банк сам снимает обременение

В редких случаях банк сам берет на себя заботы. Чаще всего это происходит, если клиент — участник госпрограммы, а жилье приобретено на первичном рынке у аккредитованного строителя.

В таком случае банк после внесения плательщиком финальной выплаты просит у него следующие документы:

  • копии паспортов всех собственников;
  • старые свидетельства права на квартиру;
  • квитанцию об оплате госпошлины (по 1000 рублей на каждого собственника).

Остальные документы: выписки, кредитный договор, закладную и т.д. — банк готовит сам. От заемщика потребуется только проверить правильность внесенных данных и поставить подпись в заявлении на снятие обременения, а также выдать письменную доверенность за сдачу и получение документов.

Кредитный специалист направляет бумаги в Регпалату самостоятельно — чаще всего с помощью курьера или по почте. Специалисты Регпалаты проверяют их, готовят новое свидетельство о праве собственности и направляют его в банк. Заемщику останется только забрать новый документ.

В остальных же случаях заемщик сам занимается всей бумажной волокитой.

Как узнать, наложено ли обременение

Покупатели квартир часто сталкиваются с тем, что продавцы намеренно скрывают, есть ли на ней обременение. Важно учитывать это и вовремя узнать о «прошлом» будущего жилья.

Такую информацию найти совсем не сложно, она не скрывается. Сведения об ограничениях на недвижимость находятся в ЕГРП. Выписку можно заказать при личном визите в отделение регистрационной палаты или при помощи интернета. При этом нужно произвести оплату госпошлины.

В выписке есть все необходимые сведения о нужной квартире. Если обременения нет, то там будет указано «не зарегистрировано».

Если же вы ошиблись и все-таки купили жилье с наложенным ограничением, не переживайте. Согласно закону, новый собственник не должен платить по долгам предыдущего. Однако, придется повозиться и походить по судам, а это, конечно же, не хочется делать никому. Поэтому заранее проверьте чистоту сделки.

А если банк был лишен лицензии?

Если банковская организация обанкротилась, то обременение аннулируется в автоматическом порядке. Справка из ЮГРЮЛ является подтверждением ликвидации объекта. Во время обращения в регистрационный центр выписка из реестра становится осноным аргументом, который свидетельствует о праве на снятие обременения.

Бывает такое, когда ЕГРЮЛ не знает о ликвидации той или иной банковской структуры, а по адресу располагается совсем иная организация. В этом случае проблема решается через нотариальное учреждение, а остаток задолженности переводится на ее счет. Далее клиент получает документ о полной выплате кредита.

С полученной справкой следует обратиться в суд, который и вынесет решение о снятии обременения.